Когда учить читать

НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ? КОГДА ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ?

Нужно ли учить читать ребенка до школы?
Когда лучше начинать обучение?
Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша?
Нужны ли вам лишние заботы?
А для чего тогда нужна школа?
Как помочь ребенку вырасти умным и способным?


К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение «элитным» образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки. Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать.

Подумайте — когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2—3 месяцев до 5—6 лет!

Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так. Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название «словесного» чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка
заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе
давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия. У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама — было бы желание, — много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день). В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным «скотчем» — так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). 
С того момента, как ребенок начнет держать голову,
вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать
взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование.
Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на
картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А — в красный, О — в желтый, У — в смесь синего и зеленого, Ы — в коричневый, Э — в смесь желтого и зеленого. Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ «звукобуквами» (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую «визитную карточку», и во многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название
которого начинается с этой буквы: О — окно, У — угол и т.д. Если не
получается найти предмет (Ы — сыр), просто повесьте карточку на видное место.
Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это окно — буква О» и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ! 
С 9—10 месяцев
Берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье «Азбука» в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели — усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква…» и т.д.
и т.п. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке,
потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные — самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я — в красный, Ю — в смесь синего и красного, Е и Ё — в зеленый, И — в синий.
Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!
Если ваш ребенок «молчун-философ» и не говорит до 2—2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л — в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М — в красный, Н — в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, — скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б — в белый, В, Г — в синий, Д — в черно-белый (серый), Ж — в желтый, З — в зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП — глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ — в черно-белый, С — в синий, Ц — в желтый, Ч — в черный, Й — в синий, Ъ — в белый, Ь — в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим
должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически — это даст необходимый навык):
найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не
больше 5—6);
раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром. Если ребенку еще это не под силу — пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом;
найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей
машинки;
найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14—15 слов). Буквы
обязательно должны быть крупными;
учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ
ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А—МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП — собственно «словесный». Сделать 2—3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.).
Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: «Что здесь написано?»
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но
постепенно установится и обратная связь — от слова к предмету. Просите
ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают.
Четвертое слово можно добавить уже через 2—3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками — прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи — пусть ребенок сам заметит «ошибку» и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром «обходит владенья свои» и ищет, что же появилось нового?! Время от времени устраивайте «ночные ураганы». Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты.
Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите,
как незаметно для вас сын или дочь начали «читать» знакомые слова. Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант «урагана», когда таблички будут не сорваны, а перепутаны — развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно
обозначение нарисованного одним словом — ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию — пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов.
Например:
НОС НОГА ГОЛОВА
РОТ РУКА НОСОРОГ
ДОМ КНИГА КАРАНДАШ
ЗУБ ЛИСТОК ЯБЛОКО
ДЫМ КОШКА МОЛОКО
БОК БАРАН ЗОЛОТО и т.д.
Обязательно учите ребенка понимать, что означает существительное. Берите эти же слова из таблицы и просите рассказать, что это за предмет, для чего
предназначен, какие у него свойства, признаки и т.д. и т.п. Это упражнение
расширяет словарный запас, учит рассматривать предмет с разных сторон, дает первые навыки грамматического анализа. Загадывайте слова из таблички, просите ребенка найти их. Чтобы добраться до заданного, ему надо будет прочитать все слова, что находятся выше. Переходите к более сложным словам только после освоения односложных! Таблички будут помогать вам довольно долго. Сами придумывайте упражнения, используйте слова максимально эффективно! Аналогично работайте с глаголами: разбирайте их значения, составляйте словосочетания и предложения. Сделайте таблички по глаголам и прилагательным и упражняйтесь в чтении. Соединяя все три таблицы, просите ребенка придумать предложение с этими словами. 
Например: 
НОСОРОГ ПЬЕТ ВОДУ,
БЕЛЫЙ ЗАЯЦ БЕЖИТ.
Первая задача, поставленная перед вами, выполнена — ребенок читает. Но
помните, читают все, а вот КАК читает, ЧТО читает, ДЛЯ ЧЕГО читает ваш
ребенок, во многом зависит от вас, от личного примера. В семье, где родители любят книгу, почти всегда дети грамотные, потому что они тоже ЧИТАЮТ! А с этим теснейшим образом связано духовное развитие!

Контрольные упражнения.
Перепишите уже знакомые ребенку слова на отдельный лист (столбиком)
и попросите малыша прочитать.
ПАРАЛЛЕЛЬНО должны идти серии упражнений по ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА.
Фантазируйте, дорогие родители, играйте, придумывайте новые и новые игры со словами. 
Вот некоторые из них:
«Слово с той же буквы», когда мама, папа, ребенок по очереди называют
слова на заданную букву. Эта игра обогащает словарный запас малыша,
закрепляет умение выделять в слове заданную букву.
Назовите слово, начинающееся на конечную букву предыдушего слова:
например, МЫЛО — ребенок говорит слово на букву О. Придумайте сюжет игры (например, сказка «Колобок»). Напишите слова, обозначающие все предметы из сказки: КОЛОБОК, ДОРОЖКА, БАБКА, ЛИСА и т.д. Разложите перед ребенком карточки словом вверх, рассказывайте сказку и просите его показывать действие. Например: «Бабка месит тесто». Ребенок берет карточки БАБКА и ТЕСТО и показывает действие «месить». Если непонятно, как изобразить действие, — подскажите! Придумывайте сюжеты вместе с ребенком, разыгрывайте их. Начните с картинок, постепенно заменяя их словами. Например: «Лиса говорит Колобку…». Картинка с лисой и карточка с надписью: КОЛОБОК и т.п.
«Анаграмма». Загадайте слово и, используя начальные буквы, придумайте по
3 слова, начинающихся с них. Затем последовательно их выпишите, выделив
загаданное слово:
КНИГА КОЛБАСА КОЛГОТКИ
Игра Иголка Иней
Нос Носорог Негр
Осень Окно Облако
«Подбери эпитеты нужного рода». Назовите слово мужского, женского или
среднего рода и подберите к нему эпитеты, согласуя их с загаданными словами.
Это сложное объяснение нужно для вас, а ребенку достаточно привести пример, и он поймет суть игры: «Собака — ЗЛАЯ, ДОБРАЯ, БОЛЬШАЯ — КАКАЯ?» Побеждает тот, кто назовет последний эпитет.

Автор Светлана Семёнова

Друзья, надеюсь, вам понравилась статья. Буду очень признательна, если вы расскажите о нас друзьям. Подробности обо всём по телефонам:+7(927)26-00-841;+7(917)16-38-370
    Комментарии Blogger

0 coment�rios:

Отправить комментарий